Двойственная природа материи: путь от физических свойств к жизненному опыту

В современном мире философии и когнитивных наук обсуждение того, как из безжизненного "холода" физической материи рождается яркий субъективный опыт, занимает важное место. Первоначально материя представляется как некий фундамент, обладающий количественными характеристиками, которыми управляют математические законы движения и взаимного притяжения. Но именно через наши ощущения и последующие умственные процессы эта холодная субстанция превращается в нечто гораздо большее.

Основная суть процесса заключается в том, что непосредственные чувственные данные сами по себе не создают цельного и осмысленного образа действительности. Лишь посредством активного воображения и умственного переработка эта "сырая" информация структурируется, обретая яркую индивидуальность и значение. Таким образом, материя оказывается на пересечении двух порядков – с одной стороны, она измеряется и анализируется физикой, а с другой, благодаря особым актам сознания, становится ареной для возникновения мыслей и самосознания.

В заключении можно отметить, что преобразование физического субстрата в полноценный жизненный опыт демонстрирует удивительное единение строгих законов природы и динамичных процессов сознания. Этот двойственный аспект не только проливает свет на загадочный механизм формирования субъективного опыта, но и подчёркивает важность умственного вклада в создание материальной реальности в нашем восприятии.

Каким образом неживая материя способна порождать субъективный опыт?
Согласно приведённым цитатам, объяснение феномена субъективного опыта, порождённого нечувствующей материей, строится на различении просто физических свойств материи и качеств, возникающих уже в рамках опыта сознания. То есть, материя сама по себе есть лишь некий субстрат, обладающий определёнными количественными характеристиками (например, движения и взаимного притяжения), но когда на этот субстрат действуют наши ощущения, происходит преобразование – некий независимый акт воображения или умственный процесс «озадачивает» сырые чувственные данные, превращая их в целостный опыт.

Как отмечается в одном из источников:
"Таким образом, для того чтоб из таких данных, которые не представляют сами по себе ни определенного единства, ни объективной реальности, образовать определенное объективное явление, очевидно, необходим некоторый самостоятельный (то есть не заключающийся в ощущениях, как таких) акт, который мы и называем воображением. Итак, действительность объективного явления дается не чувственным опытом, а воображением; она открывается не в ощущениях чувств, а в образах или идеях ума." (source: https://otci.eu/w/14245 )

Этот текст подчёркивает, что непосредственные ощущения не могут сами по себе сформировать целостную реальность; необходим дополнительный умственный (воображаемый) акт, который структурирует и придаёт единство различным чувственным данным. Иными словами, материя порождает субъективный опыт посредством двойного процесса: первая стадия – это непосредственное физическое воздействие (принадлежность в рамках осязания и внешнего мира), а вторая стадия – это активное перерабатывание этих ощущений умом, придающее им смысл, форму и индивидуальность.

Подобное разделение двух порядков качеств материи также прослеживается в рассуждениях другого источника:
"Если ощущение есть принадлежность только органического тела, если поэтому оно есть феномен материи производный, то оно должно быть подведено под категорию вторичных качеств, и все прежние затруднения возвращаются здесь еще раз. Напротив, рассматривая его как принадлежность материи вообще, мы избежали бы этих затруднений, но зато под именем материи мы понимали бы нечто другое, чем ту массу, которой движения и изменения определяются математически. Мы должны были бы сказать: один и тот же субстрат имеет два порядка качеств — тяготение и самовоззрение, движение и мышление." (source: https://otci.eu/w/14246 )

Здесь указывается, что материя может рассматриваться не только как «холодный» предмет, подчинённый математическим законам, но и как носитель потенциальных качеств, способствующих возникновению самосознания и мышления. Таким образом, превращение неживой материи в источник субъективного опыта объясняется наличием в сознании у человека определённых актов переработки (воображения), а также тем, что материя обладает двойственной природой – с одной стороны, она является объектом, измеряемым физически, а с другой – в рамках определённых процессов она становится "площадкой" для возникновения и проявления умственных (субъективных) качеств.

Supporting citation(s):
"Таким образом, для того чтоб из таких данных, которые не представляют сами по себе ни определенного единства, ни объективной реальности, образовать определенное объективное явление, очевидно, необходим некоторый самостоятельный (то есть не заключающийся в ощущениях, как таких) акт, который мы и называем воображением. Итак, действительность объективного явления дается не чувственным опытом, а воображением; она открывается не в ощущениях чувств, а в образах или идеях ума." (source: https://otci.eu/w/14247 )

"Если ощущение есть принадлежность только органического тела, если поэтому оно есть феномен материи производный, то оно должно быть подведено под категорию вторичных качеств, и все прежние затруднения возвращаются здесь еще раз. Напротив, рассматривая его как принадлежность материи вообще, мы избежали бы этих затруднений, но зато под именем материи мы понимали бы нечто другое, чем ту массу, которой движения и изменения определяются математически. Мы должны были бы сказать: один и тот же субстрат имеет два порядка качеств — тяготение и самовоззрение, движение и мышление." (source: https://otci.eu/w/14248 )
Продолжить дисскуссию...(https://otci.eu/w/14249)

https://news.online.ua/ru/benksi-predstavil-novoe-protivorecivoe-graffiti-888607/
https://www.oreanda-news.com/v_mire/ukraina-sovershila-pokushenie-na-rossiyskogo-svyaschennika/article1549049/
https://dzen.ru/a/Z2F3iZu3iHWU_Qog
https://okha65.ru/news/zakonodatelstvo/12521.html
https://kiev.sq.com.ua/rus/novosti/06.01.2025/v-lavre-posle-restavracii-starinnoi-basni-otkroyut-novyi-turisticeskii-marsrut
https://www.company.rt.ru/press/news_social/d472122/
https://prichod.ru/opyt-prihodov/47423/
http://kaluganews.ru/fn_1630260.html
https://life.ru/p/1726499
https://www.vremyan.ru/news/566778

Komentāri

Šī emuāra populārākās ziņas

Весеннее пробуждение: Симфония обновления

Магия нежных посланий

Сила гармоничных отношений: традиции, дисциплина и ответственность